Совместные покупки: как это работает и зачем в них участвовать?

Совместные покупки: как это работает и зачем в них участвовать?

5 июня 2020

совместные покупки - изображение 1

Совместные покупки в последнее десятилетие становятся все популярнее. Они дают возможность сэкономить и приобрести нужные товары по оптовым ценам, даже если требуется один предмет.

Обычная цепочка, по которой мы приобретаем что-то, упрощенно выглядит следующим образом: производитель создал некие товары — одежду, продукты, мебель, технику и др. — и передал их дистрибьюторам. Оттуда груз распределяется по крупным оптовикам, а дальше — владельцам магазинов. На каждом этапе к цене добавляется определенная наценка — и все они отражаются на цифре в ценнике, которую впоследствии заплатит розничный покупатель. С одной стороны, это вполне логично — на каждом этапе есть расходы на хранение, доставку, сортировку, к тому же существуют риски, что что-то будет испорчено или даже украдено, выйдет из моды. С другой стороны, каждый из нас хочет сэкономить и не переплачивать. И желание «пропустить» пару звеньев в этой цепочке и, соответственно, сэкономить на наценке в связи с этим вполне логично.

Конечно, коллективные покупки в варианте «договориться с соседями и съездить на оптовый рынок» известен давно. Но с развитием интернета и в целом коммуникационных технологий СП покупки получили новый толчок к развитию. Разумеется, оптовику по-прежнему неинтересно делать штучные поставки. Зато для обычного пользователя теперь довольно просто найти желающих приобрести такой же продукт, объединиться с ними и закупить оптовую партию по соответствующей цене. Конечно, приходится подождать, пока соберется «группа единомышленников», произойдет отправка, товар будет получен и рассортирован, зато экономия может составлять до половины розничной стоимости.

Что заказывают через совместные закупки?

Коллективные покупки позволяют заметно сэкономить, приобретая косметику и парфюмерию, средства гигиены, посуду и товары для дома, бижутерию, книги, наборы для рукоделия и других хобби, предметы интерьера, одежду и обувь, электронику, бытовую технику, напитки и продукты питания (с последними есть ограничения по срокам). Крупногабаритные технические устройства и мебель в таком формате предлагают реже, поскольку их доставка более трудоемка и дороже, чем у компактных. Тем не менее их также можно приобрести по этой схеме — например, через интернет-гипермаркет совместных покупок Техпорт.

Легко ли быть организатором совместных покупок?

Если вы хоть раз пытались организовать какое-то мероприятие, например пикник или встречу выпускников, то представляете, как сложно скоординировать действия всех заинтересованных лиц, собрать средства, определить даты и т. д. Конечно, при совместных закупках участники более мотивированы собственной выгодой, но вопросов возникает не меньше. Перечислим основные моменты, с которыми приходится столкнуться:

  • выбор ассортимента — некоторые организаторы отталкиваются от собственных пожеланий, «добирая» покупателей к собственному заказу. Те, кто организует совместные покупки на постоянной основе, ориентируются фактически на все параметры, которые учитываются и при формировании ассортимента розничных магазинов;
  • минимальная сумма и условия закупки — иногда эта информация есть на сайте производителя, на зачастую условия приходится выяснять по электронной почте или телефону, узнавать разницу для крупного и мелкого опта и т. д. Обычно размер партии должен быть кратен размеру коробки — например, если в коробке 12 флаконов средства для стирки, то и в заказе должно быть 12, 24 или 36 шт., но не 38. Кроме того, для одежды или обуви продавец может требовать выкупить весь размерный ряд — в таком случае нужно найти покупателей на каждый размер;
  • транспортные расходы — они могут заметно отличаться в зависимости от страны-поставщика, расстояния, габаритов и веса груза, выбранной транспортной компании, нюансов с таможней. И организатор должен просчитать их заранее;
  • сроки годности — в основном это касается продуктов питания, но приходится обращать на них внимание и при совместных покупках косметики и некоторых видов бытовой химии, а также семян или рассады растений.

Как видите, процесс непростой, а от организатора требуются ответственное отношение к делу, аккуратность, аналитические способности, чтобы определить целесообразность закупки.

совместные покупки - изображение 2

Объявлен сбор

Чтобы делать СП закупки, нужно предоставить доступ к информации желающим. Участники и организаторы для взаимодействия могут использовать специальные группы в соцсетях, тематические форумы. В частности, часто совместными покупками занимаются мамы в декрете, когда нет лишних денег и времени бегать по магазинам, зато можно найти минутку, чтобы через интернет отправить заказ.

Но наиболее надежными считаются совместные покупки через специализированные сайты или порталы. В них процессы организованы более четко, при подборе сотрудников учитываются не только их желание получить эту работу, но и деловые качества и предыдущий опыт. Кроме того, здесь обычно есть привычная корзина, как в интернет-магазинах, и личный кабинет, в котором отражается перемещение заказанных товаров, поэтому нет необходимости задавать вопросы организаторам или искать на форуме информацию именно по вашему заказу. Поэтому сайты совместных покупок наиболее удобны и надежны. В объявлении обычно указываются:

  • сумма выкупа — минимальная, при которой поставщик отгрузит товар по оптовым ценам. Иногда дополнительно или вместо нее может быть указано количество в единицах, которое необходимо заказать. При необходимости заказа рядами, соответственно, указываются имеющиеся размеры, список «свободных» по мере заявок корректируется. Для недорогих позиций может быть указана минимальная закупка на каждого покупателя — скажем, небольшие резинки или заколки для волос могут стоить 3–10 рублей, но заказ должен быть не менее 20 штук или 100 руб.;
  • срок — дата, до которой проводится закупка. Если за указанное время не набирается заказ, то он отменяется. Если же нужное количество желающих собирается раньше, то сбор закрывается досрочно, а заявка уходит продавцу;
  • организаторский взнос — некоторый процент от закупочной цены, который добавляется к стоимости. В него входит не только компенсация «за труды», но и стоимость доставки, оплата обслуживания интернет-площадок, на которых осуществляется взаимодействие и другие накладные расходы. По сравнению с привычной розницей здесь вы точно видите размер наценки — и очевидно, что в итоге платите заметно меньше;
  • дополнительный сбор на транспорт — обычно он входит в оргсбор, но иногда, частично или полностью, плюсуется к стоимости товара;
  • другие условия — форма оплаты, время и место, откуда можно будет забрать заказ, действия при пересорте или браке, форс-мажоры, за которые организатор не берет на себя ответственность (обычно при доставке из-за границы) и т. д.

Некоторые площадки упрощают жизнь участникам, указывая не раскладку по статьям расходов, а итоговую стоимость и скидку по отношению к розничной цене. Можно сказать, что СП закупки на данный момент стали альтернативой привычной рознице — считается, что около четверти людей хотя бы раз пользовались такой возможностью приобрести товар с приятной и заметной экономией.

СП покупки — что для этого нужно?

Итак, вы увидели сбор на закупку желанного товара. Для начала ознакомьтесь с правилами — на каждой площадке могут быть свои особенности, и их лучше узнать до того, как вы решились поучаствововать, чтобы избежать неприятных сюрпризов самому и не подвести других. Дальше все просто — нужно написать организатору или нажать соответствующую кнопку для участия. Когда сумма или нужное число участников набрано, сбор закрывают — до этого момента можно отказаться от участия, если по каким-то причинам вы передумали входить в эти СП закупки. Далее от новичков обычно требуется частичная предоплата, постоянным участникам доверяют, поэтому счет можно оплатить позже. Оплачивать лучше своевременно — на некоторых площадках организаторы вправе увеличить размер организационного взноса при задержке платежа, хотя и не всегда этим пользуются. Когда товар поступает, приходит уведомление — можно отправляться за ним в пункт выдачи. Разумеется, на каждом этапе можно отслеживать состояние заказа через личный кабинет или в соответствующей ветке форума.

Что происходит, если участник не выкупил свой заказ? Он попадает в «черный список», в результате чего на какое-то время лишается возможности участвовать в следующих совместных покупках либо обязательно должен вносить предоплату. Возможные штрафные санкции и другие условия также указаны в правилах.

совместные покупки - изображение 3

Плюсы и минусы

Совместные покупки, кроме основного преимущества в виде более низкой цены, имеют и некоторые недостатки. То, что нужно подождать окончания сбора и доставки, пожалуй, самый заметный из них. Впрочем, если речь о действительно нужной вещи, а не спонтанном приобретении, этот момент обычно не смущает. Риск мошенничества и недобросовестности организующей стороны закупок практически сводится к нулю, если выбирать проверенные площадки и смотреть отзывы. Репутация — основной капитал и отдельных организаторов, и сайтов совместных закупок, поэтому со своей стороны они обычно делают все, чтобы участники остались довольны процессом и результатом.

Кроме того, если при покупке в розничном магазине мы можем ориентироваться на закон о защите прав потребителя и возвратить товар, то здесь такой возможности нет. При этом, как и при других покупках через интернет, нет возможности померить вещь перед покупкой.

В результате:

  • при заказе одежды или обуви есть риск, что вещь не подойдет по размеру или не «сядет» по ноге или фигуре;
  • при наличии брака вещь можно вернуть производителю, однако доставку оплачивает сам участник. При пересорте (например, другом цвете изделия) возврат не предполагается.

Впрочем, товар, который не понравился при получении, часто можно продать на той же платформе, через которую оформляются СП покупки. А чтобы удостовериться, что платье или туфли подойдут, некоторые находят возможность примерить их заранее в офлайновой торговой точке (и заодно убедиться, что розничная цена действительно заметно выше). Пожалуй, о подводных камнях это все.

Совместные покупки — удобный формат, который действительно позволяет приобретать нужные вещи по ценам значительно ниже розничных. И сейчас таким образом можно приобретать даже крупногабаритные предметы — например, на ТехПорт в каталоге вы найдете не только уже привычные небольшие косметические приборы, бытовую химию, игрушки, телефонию, но даже крупную бытовую технику, в том числе встраиваемую, мебель для дома и офиса и многое другое.

А чтобы приобретения принесли только положительные эмоции, рекомендуем:

  • заранее ознакомиться с отзывами на площадку или организатора, а главное — с правилами, действующими для закупки. В частности, обратите внимание на условия оплаты и поставки, возможность отказаться от получения, возврата и замены;
  • узнать характеристики заказываемого товара — обидно после получения узнать, что платье сшито не из хлопка, а из синтетики (и это было указано в описании), или что выбранный пуфик не помещается в углу комнаты, для которого его заказывали;
  • уточнить примерные даты, когда товар будет доставлен — готовы ли вы столько ждать;
  • выяснить условия хранения после доставки — сроки могут сильно отличаться в разных компаниях, возможно взимание платы за эту услугу и др.;
  • не стесняться задавать вопросы организаторам;
  • если есть выбор, оформляйте доставку в ближайший к вам территориально пункт;
  • со своей стороны важно своевременно подтверждать участие, оплачивать счета, а для получения — брать с собой документы.

Приятных и выгодных покупок!

Поделиться статьёй: